Стиль гжель в интерьере — «Интерьер»

Интерьер в стиле гжель можно смело отнести к одним из самых неординарных. Хотя подобное оформление дизайнеры выбирают редко, но они уже успели оценить потенциал колоритного орнамента. Гжель в понимании обывателя — это особый вид росписи преимущественно на фарфоровой посуде, который издавна практикуют русские мастера. На самом деле у этого понятия есть несколько значений. Само слово «гжель» нехарактерно для русского языка. Считается, что оно было позаимствовано у прибалтов. Это название носят несколько рек и историческая область, расположенная неподалеку от Москвы. В классическом значении гжелью именуют роспись и особый сорт глины, из которой изготавливают полуфаянс, фаянс и фарфор. Поговорим о том, какие элементы интерьера украшают необычными узорами и как они вообще появились.

Гжель: история и интересные факты развития промысла

Гжельская волость славилась особым сортом глины, которую поставляли к царскому двору для изготовления алхимических (аптекарских) сосудов. Местные жители были мастерами гончарного дела, так как сырье для кустарного производства располагалось буквально под ногами. Даже Ломоносов восторженно отзывался об этой глине и чистоте мест, где ее получают. Ближе к началу XIX века в России насчитывалось уже 25 заводов по производству посуды и игрушек. В те времена поверхности лошадок, кукол, миниатюрных птичек, кувшинов, тарелок, статуэток расписывались фиолетовыми, синими и желтыми красками.

Узоры выполнялись с флористическими мотивами: цветы и листья. Примерно в это же время на заводах налаживают производство полуфаянса. Ближе к XX веку изделия стали изготавливать исключительно из фарфора и его более грубого вида (фаянса), которые получали все из той же белой гжельской глины. Их составы постоянно улучшались. Если еще век назад среди владельцев заводов значились такие мастеровые династии, как Гусятниковы, Срослеи, Кокуны, то к XX веку производство керамики было монополизировано семьей Кузнецовых. К этому же времени окончательно устоялся традиционный гжельский узор, выполненный синими и голубыми красками на белом фоне. Цветовая гамма была позаимствована из делфтской росписи по фарфору.

Во время становления власти советов заводы были национализированы. В первой половине XX века здесь было сосредоточено производство более половины всего советского фарфора. Гжельский промысел отметил свой 640-й юбилей. Однако в 30-40х годах производство фарфора пребывало в глубоком кризисе, как и большая часть промышленного комплекса страны. Только после 60-х его постепенно начали восстанавливать, возвращая к прежним ударным темпам. Гжель широко известна не только в России, но и за рубежом. В основном фарфоровые изделия с традиционным гжельским узором приобретают в качестве сувениров на память.

Где встречается гжель

Гжель можно увидеть не только на фарфоровых поверхностях. Сине-голубыми флористическими узорами украшают шторы, покрывала, подушки, обои, фасады мебели, напольное покрытие. На данный момент существует три типа гжельской тематики:

Орнамент К этой группе относят сине-белые «шашечки», «усики», «елочки», «жемчужины» и «капельки». Такой орнамент обычно пускают по ободку фарфоровых изделий.
Растительный Здесь изображают ветви деревьев, ягоды, колоски, букеты и гирлянды из цветов, листья.
Сюжетный Для этой тематики характерно изображение времен года и природных «сценок».

 

В центре традиционного узора обычно помещают сине-голубые цветы, которые напоминают причудливые заиндевелые бутоны на белоснежном покрывале снега. Гжельская роспись давно сошла с поверхностей бытовых элементов и стала частью искусства живописи. Мнение о том, что традиционные русские узоры подходят только к одноименному этническому стилю, ошибочно. В дизайне интерьера орнамент и рисунок вплетают в легкое оформление домов французской глубинки (прованс), в современное убранство (хайтек, минимализм, скандинавский) и даже в классическую обстановку.

В гжельской росписи большое значение играет техника нанесения красок и соотношение цветов в композиции. Оригинальный способ назвали «азбукой мазков».

Текстиль

Гжельские розы, маки, васильки и райские синие птицы наносят на поверхности покрывал, наволочек, скатертей, штор, салфеток, пледов, полотенец и ковриков. Так как традиционно используется белый фон, смотрятся подобные детали интерьера очень легко, воздушно и ненавязчиво. Каждому оформителю известно, что большое количество мелких элементов сильно захламляет пространство. С гжелью это правило не работает. Возможно, потому что синий цвет обладает свойством «отдалять» предметы, визуально увеличивать расстояние до них, а может, причина все же кроется в сдержанном фоне, который делает узор более динамичным. Конечно, не стоит украшать текстилем с гжелью всю комнату. Достаточно всего пары крупных акцентов. К примеру, на кухне хватит штор, скатерти и пары салфеток или прихваток. Дополняют декор однотонным, полосатым сине-белым текстилем или отделочными материалами.

 

 
 

Посуда и наборы сервировки

Гжельские узоры изначально использовались только для декорирования фарфоровых изделий, среди которых посуда занимала первое место. Конечно, подобные украшения будут смотреться уместно только на кухне, в столовой и гостиной. Тарелки можно повесить на стену, закрепить на подставках или художественно расставить на полках серванта, поместив в центр крупную супницу, кувшин или салатницу. По праздникам набор станет подлинным украшением накрытого стола и будет хорошо сочетаться с белыми скатертями, салфетками, живыми цветами в плетеных корзинках.

Чайные сервизы, которыми раньше буквально забивали серванты, вызывают стойкие ассоциации с советскими типовыми интерьерами. Чтобы такая посуда смотрелась в оформлении современно, для нее выделяют всего одну полку, а по соседству располагают дополнительный стильный декор из стекла или стали. Салфетки с сине-белыми узорами гармонируют с серыми, желтыми или светло-коричневыми скатертями. Разделочные доски или наборы из солонок, перечниц и сахарниц украшают кухонные полки.

Аксессуары и элементы декора

Гжельские мотивы могут появляться на фарфоровых поверхностях статуэток, вазочек, часов, чаш, шкатулок, подсвечников, люстр. Мелкий декор лучше размещать группами, где он будет соседствовать с аналогичными однотонными деталями, но выполненными в синем, голубом или белом цвете, которые оттенят орнамент. Гжель в картинах и панно смотрится оригинально. Однако не стоит выбирать полотна крупных размеров. Хотя гжельская роспись и относится к живописи, от обилия мелких деталей может пострадать крупная композиция. Если стена большая, то лучше использовать группу небольших картин.

 

Отделочные материалы

Гжельские узоры можно встретить на обоях, декоративных панелях и керамической плитке. Сине-белым узором декорируют стены и пол. Потолок преимущественно остается белым. Гжель рекомендуют вводить в интерьеры понемногу, грамотно сочетая узоры с тематическими картинами, которые украшают поверхность китайского или делфтского (голландского) фарфора. Обоями лучше оклеивать только одну стену или акцентную область. Причем крупный принт не подходит для тесных, маленьких комнаток. Остальные поверхности декорируют однотонными белыми, голубыми, серыми обоями. Гжель неплохо сочетается со светлой древесиной и легкой позолотой. Тематическую отделку комбинируют с элементами кантри, классического, скандинавского стилей. В последнем случае получается довольно необычный дуэт, нелишенный динамики.

 

Дело в том, что синий, голубой и белый — это основа цветовой композиции скандинавских интерьеров. Цветы в них встречаются не так часто, да и культура далека от нашей. Однако из-за сходства между гжельской росписью и морозными узорами на стенах, «холодный» стиль на удивление «тепло» принимает классическое русское искусство. Акриловыми панелями отделывают кухонные фартуки, зоны над изголовьями кроватей в спальнях, мобильные перегородки или отдельные области в совмещенных комнатах. Глянцевый блеск поверхности придает орнаменту строгость и солидность, словно глазурь на фарфоровой вазе.

Мебель

Мебель, фасады которой украшены гжельской росписью, считается смелым решением. Любой шкаф, комод или столик легко превратить в произведение искусства самостоятельно. Достаточно очистить поверхность мебели от старой краски, зашкурить, если это необходимо, окрасить в белый цвет, а затем нанести либо роспись, либо изображение с салфеток посредством техники декупажа. «Бабушкин» комод или шкаф получит шанс на вторую молодость и органично вольется в прованс, русский этнический стиль, кантри, эклектичные интерьеры.

 
 
 
 

Варианты оформления интерьера

Гжель удивительным образом сочетает в себе изящество, глубину и легкую торжественность. В интерьеры она интегрируется довольно легко. Главное, соблюдать чувство меры. Сине-белые узоры будут смотреться ярче и колоритнее, если их дополнить спокойным, нейтральным фоном. С кобальтовым оттенком росписи органично сочетаются:

  • Черный в малых количествах.
  • Оттенки коричневого.
  • Зеленый (сочный оттенок).
  • Оранжевый в малых количествах.
  • Позолота, серебро и бронза. Теплая золотинка сделает гжельскую роспись более мягкой, уютной. Серебро и оттенки серого придают узорам строгость, солидность.
  • Желтый.
  • Коралловый.

Если рассматривать процентное соотношение гжельского узора и остальных (преимущественно однотонных) поверхностей, то его доля не должна превышать 20%. Орнамент органично сочетается с простыми геометрическими узорами: полоска, клетка, горошек, ромбы.

Кухня

Гжель неизменно ассоциируется с кухнями, что неудивительно, ведь орнамент изначально использовался для декорирования посуды. Можно считать эти мотивы родными для данного помещения. Основу цветовой гаммы оформления кухни составят синий, голубой и белый цвет. Те самые оттенки, которые являются классическими для гжельской росписи. Так как кухня обладает сложным микроклиматом, в этой комнате пол и частично стены отделывают кафельной плиткой. Укладывают ее по сложной схеме. Для оформления акцентных областей (столовая зона, кухонный фартук) выбирают щедро изукрашенную плитку, а остальное пространство облицовывают белоснежным кафелем с легким голубым орнаментом. Остальную площадь стен декорируют белой, влагостойкой штукатуркой (можно фактурной). Белоснежный мебельный гарнитур с простенько оформленными фасадами будет перекликаться с обеденным комплектом (стулья и стол). Дополнительным цветом в этой композиции будет выступать серый.

Серебристые ручки на дверцах и ящиках, вытяжка из нержавеющей стали, металлический держатель для одноразовых полотенец и крючки под мелкую утварь (шумовки, половники) на фартуке станут завершающими штрихами в дизайнерской картине. Синие шторы в пол будут комбинироваться с оригинальными рулонными жалюзи из текстильного полотна в бело-голубую полоску. Большой белый горшок с пальмой или разлапистым кустом дополнит обстановку. Стол застилают синей скатертью без рисунка, а в центр водружают плетеную корзинку со свежими фруктами. В результате получается стильный, современный интерьер, который не лишен изящества, легкости и уюта.

Гостиная

В гостиной можно поэкспериментировать и воплотить эклектическое направление, где причудливо смешается русская гжель и близкий ей по цветовой гамме морской стиль. К примеру, диван, обивка которого украшена растительным узором, будет неплохо сочетаться с большой картиной, где изображена морская стихия. В другом варианте, акцентную стену декорируют фактурными обоями, где каждый голубой цветок и листик можно буквально «потрогать» руками. Если владельцы не намерены экономить на ремонте, то оштукатуренную поверхность можно расписать (нанять художника). Белые стены комбинируются со светлым паркетом или ламинатом. В композицию допустимо острожное введение темной древесины (рамки картин, стулья, стеллажи). Стены украшают яркими расписными тарелками. Если в гостиной имеется камин, то его декорируют плиткой с гжельским узором. В сине-белые вазочки из фарфора помещают букетики полевых цветов. Эффектнее всего будут смотреться васильки или соцветия цикория.

 

Спальня

При оформлении гостиной гжельские узоры украшают преимущественно текстиль: обивку кресел, покрывало, подушки, коврик возле кровати, шторы. Стены отделывают деревом, окрашенным в белый цвет. Над изголовьем кровати размещают группу панно в рамках сложной конфигурации. Вместо прикроватных тумбочек используют легкие стеллажи с двумя полками. На столешницах располагают парные светильники с синими фарфоровыми «ножками» и белыми плафонами. Дополнительно комнату декорируют группами фаянсовых и стеклянных вазочек разных форм и расцветок (в рамках сине-бело-голубой гаммы). Тонкий полосатый коврик закрывает большую часть светлого паркета. Голубые шторы с ажурными краями комбинируют с легким, воздушным тюлем без рисунка.

 

Ванная

Гжельские узоры, нанесенные на поверхность кафельной плитки, идеально подходят для ванной комнаты. Во-первых, белый и синий считаются традиционными цветами для этого помещения. Во-вторых, плитку с тематическим узором достаточно легко найти. Подобное цветовое решение подойдет и для просторных ванных комнат в загородных домах, и для тесных совмещенных санузлов в квартирах. Чтобы все помещение не казалось аляповато изукрашенным, следует комбинировать кафель с орнаментом с белой плиткой и густо расписанной голубыми цветами. Дополняют интерьер синими полотенцами, светильниками и светло-коричневыми нотками (плетеная корзинка для белья, группы картин в рамках, тумба открытого типа).

Заключение

Коллекционеры фарфора высоко ценят декоративных кошечек, птиц, лошадей со всадниками, зайцев и медвежат, расписанных в стиле гжель. Такие миниатюрные украшения можно рассеять по квартире и парами расставить в разных комнатах. На самом деле, еще необожженные фарфоровые изделия окрашивают оксидом кобальта, который имеет черный цвет. После обжига вещество восстанавливается и становится синим. В подделках поверхность просто окрашивают обычными красками, которые впоследствии быстро «слезают», так как температурой они не закреплялись. Кстати, изделия обязательно подвергают двойному обжигу. После первой процедуры наносят глазурь, а затем закрепляют ее вторичной температурной обработкой. Из-за этого изделия получаются прочными и гладкими. Гжель — это не только вид росписи, это еще и знак качества.

АвторЕлена Самарина

Закончила Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Более 100 реализованных дизайн-проектов.

Источник: vsaunu777.ru